Итоги деятельности городского Совета

Отчет мэра города Орла о работе в 2016 г.

Уважаемые жители Орла, депутаты, представители администрации города!

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 17 Устава города Орла представляю отчёт о результатах деятельности в 2016 году и основных направлениях работы в 2017 году.

2016 год вошел в историю, как юбилейный. Орел отметил свое 450-летие.

Нам удалось решить ряд многолетних проблем – введенная в эксплуатацию станция обезжелезивания принципиально улучшила качество водопроводной воды на большей части территории города.

Новые дороги на Мостовой и Раздольной улицах облегчили транспортное сообщение между Северным, Советским и Заводским районами.

В Орле удалось решить проблему очередей в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3-х до 5 лет.

В отчетном году были открыты детские сады в микрорайоне «Ботаника», на улицах Емлютина и Машкарина. А также, новые школы в микрорайонах Зареченский и «Новая Ботаника», реконструирована школа №27.

Наш город стал безопаснее для жизни, благодаря совершенствованию дорожной инфраструктуры и действию программы «Безопасный город». Это подтверждает статистика УМВД:

В 2016 году, не смотря на увеличение числа автомобилей в Орле снизилось количество дорожно-транспортных происшествий на 15%, а число погибших в ДТП стало меньше почти на 60%. За год в ДТП не погиб ни один ребенок. Этому способствовала работа по установке новых искусственных неровностей, светофорных объектов, обустройства так называемых «интеллектуальных» пешеходных переходов и новых пешеходных ограждений.

Новый облик города формирует набережная Оки и Орлика – любимое место прогулок жителей и гостей областного центра, которая повысила туристическую привлекательность Орла, его узнаваемость.

Значительный объем задач, которые требовалось решить в связи с юбилеем города, стал экзаменом на профессионализм для управленческой команды Орла. Следует честно признать, что по многим направлениям работы высокие оценки горожан нам еще предстоит заработать. Повысились запросы и потребности населения, что, в свою очередь, требует от нас повышения ответственности.

Анализ обращений граждан за прошлый год показал, что основные вопросы, которые сегодня беспокоят наших жителей – это транспортное обслуживание, качество ремонта дорог, вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Основным инструментом решения этих и других вопросов для муниципалитета является бюджет города.

Открытость и прозрачность бюджетной политики города – приоритетное направление в работе органов местного самоуправления. Мы обязаны постоянно работать над пополнением муниципальной казны и контролировать эффективность расходования средств.

В 2016 год мы вошли с социально ориентированным бюджетом. В нем были прописаны не только обязательства, предусмотренные «майскими» указами Президента Владимира Владимировича Путина, но и дополнительные бюджетные обязательства, привычные орловцам, такие как:

  • материальная помощь лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации,
  • социальная поддержка инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилищном фонде, поддержанное губернатором области Вадимом Владимировичем Потомским - бесплатное питание школьников и другие.

 

В отчётном периоде городским Советом 10 раз рассматривались поправки в бюджет города на 2016 год.

Вносимые в него изменения были обусловлены увеличением неналоговых поступлений, в том числе за счёт внесения изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Орла на 2016 год, безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, а также необходимостью решения вопросов социального характера путём перераспределения собственных средств бюджета по отдельным направлениям затрат.

В результате уточнённый план по доходам в отчётном периоде составил 6 млрд. 288,7 млн. рублей, что на 1 млрд. 961,9 млн. рублей или на 45,3% больше первоначального бюджета. Параметры бюджета по расходам относительно первоначально утверждённого плана увеличились на 2 млрд. 062,4 млн. рублей или на 45,1% и составили 6 млрд. 634,3 млн. рублей.

Увеличение собственных доходов городского бюджета позволило увеличить дополнительно ассигнования на:

  • организацию питания школьников (+68,0 млн. рублей),
  • содержание улично-дорожной сети города (+67,0 млн. рублей),
  • благоустройство города (+31,8 млн. рублей).

 

Благодаря последней строчке выполнено благоустройство Сквера Танкистов, увеличены ассигнования на озеленение и выпиловку аварийных деревьев, проводилась регулярная ликвидация стихийных свалок и вывоз ТБО с контейнерных и бункерных площадок.

Кроме того, впервые в бюджете города на 2016 год были предусмотрены ассигнования на реализацию Ведомственной целевой программы «Переселение граждан, проживающих на территории города Орла, из аварийного жилищного фонда» на 2016-2018 годы, что позволило начать работу по переселению 18 человек, проживающих в жилищном фонде (из 8 жилых помещений) по ул. Черкасская, д. 73А, признанном аварийным в период с 01.01.2012г. до 01.01.2013 г.

Работа над бюджетом города – одна из главных задач представительного органа власти. Поэтому особое внимание в отчётном периоде уделено бюджету на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы.

Проект бюджета предварительно был рассмотрен всеми комитетами городского Совета по направлениям, вынесен на обсуждение общественности. В результате совместной работы с администрацией города и Контрольно-счётной палаты города Орла мы максимально взвешенно подошли к формированию муниципального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, учли неустойчивую экономическую обстановку и рационально распределили расходы, сохранив при этом основные социальные обязательства. Однако, не решенной задачей остается погашение муниципального долга, сумма которого по состоянию на 01.01.2017 года составляет 1 млрд. 399,5 млн. рублей.

Вместе с тем, следует отметить, что экономическая ситуация, в которой мы сейчас находимся, не позволяет рассчитывать на рост бюджетных возможностей. За последнее время в существующем бюджетном законодательстве, как на федеральном, так и на региональном уровнях не произошло никаких существенных перемен в части совершенствования межбюджетных отношений с целью укрепления местных бюджетов. А это создаёт трудности для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и расширения их собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней.

В отчётном периоде из общей суммы налогов, уплачиваемых налогоплательщиками города Орла – это более 14 миллиардов рублей, в бюджет города поступило лишь 1,7 миллиарда (11,5 %). Значение областного центра, как регионального налогового донора, растет – по сравнению с 2015 годом доля налогов, собранных на территории Орла и перечисленных в бюджет области увеличилась на 773 миллиона рублей и составила около 9 млрд руб. (это - 62%). В федеральный бюджет направлено 3,8 млрд руб. (26,5%).

Существующая система распределения налоговых доходов привела к хронической нехватке собственных средств для покрытия расходных полномочий муниципального образования, о чем свидетельствует ежегодный рост муниципального долга и расходов на его обслуживание.

Поэтому, депутатами городского Совета в отчетном году предлагались конкретные меры для снижения этого бремени. В частности, была подготовлена законодательная инициатива, о внесении изменений в Бюджетный Кодекс России в части перераспределения налога на добавленную стоимость в размере 15% на уровень муниципалитетов.

В числе задач, связанных с пополнением бюджета и контролем за расходованием средств, необходимо провести анализ эффективности системы льгот и преференций, предоставляемых за счет городского бюджета, принять меры по обеспечению жесткой зависимости расходных обязательств с реальными возможностями бюджета. И в этой связи в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов следует использовать программно-целевой метод формирования расходной части бюджета, так как любая программа призывает к более конкретным действиям. Контролировать программу проще, результаты исполнения более прозрачны.

Развитие местного самоуправления сегодня сопровождается динамичным изменением правовой базы. Как видим, этот процесс включает не только приведение муниципальных правовых актов в соответствие с развивающимся федеральным и региональным законодательством, но и законодательные инициативы муниципалитета. Эта работа дает результат.

На шестом заседании горсовета 3 февраля 2016 года было принято решение о законодательной инициативе в Орловский областной Совет народных депутатов по внесению изменений в Закон Орловской области «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Это позволило значительно снизить количество жалоб от жителей города. После законодательной инициативы горсовета Орла в регионе ограничена в ночное время розничная продажа спиртного в заведениях, занимающих первые этажи жилых домов. Этого избиратели требовали от своих депутатов почти на всех округах города.

В соответствии с изменениями действующего законодательства за отчетный период были трижды внесены изменения в основополагающий нормативный акт - Устав муниципального образования «Город Орел».

Внесены изменения в Положение «О порядке принятия муниципальных правовых актов Орловским городским Советом народных депутатов», принято Положение «О муниципальной избирательной комиссии города Орла» и ряд других.

В целом за год городской Совет принял 322 решения, из них 253 нормативных правовых актов, 2 законодательные инициативы в Орловский областной Совет народных депутатов.

Большая часть нормативных правовых актов была разработана комитетом по правовому регулированию местного самоуправления городского Совета.

Принятые в течение отчетного периода муниципальные правовые акты размещались в сети Интернет и направлялись в информационно-правовую систему «Консультант Плюс». Нормативные правовые акты публиковались в «Орловской городской газете» и направлялись в региональный регистр нормативных актов.

Анализ состояния правовой базы муниципалитета показывает, что депутатам необходимо держать в центре внимания вопросы контроля за исполнением администрацией города своих полномочий.

В отчетном году осуществлялось тесное и конструктивное взаимодействие муниципалитета с органами прокуратуры, которые осуществляют постоянный контроль за законностью решений городского Совета, действий администрации города.

Представители прокуратуры присутствуют на всех заседаниях городского Совета. Проекты решений направлялись прокурору для проверки на соответствие действующему законодательству до их принятия.

За отчетный период в Городской Совет было внесено 10 протестов, 3 требования и 5 представлений прокуратуры. Все протесты и требования были рассмотрены в установленном порядке.

В юбилейных год наш город продолжал динамично развиваться. Сформировано под строительство около 600 земельных участков. Введено в эксплуатацию 20 многоквартирных жилых домов общей площадью около 200 тыс. кв. м. Открыта школа в микрорайоне «Ботаника» на 550 мест; поликлинический корпус «Орловского перинатального центра»; решаются вопросы по размещению спортивных сооружений на территории города (Бетонный пер. д. 12, Комсомольская ул., д. 288).

Принятие основных решений муниципалитета в этой сфере готовится комитетом по строительству, перспективному развитию города Орловского городского Совета.

В соответствии с действующим законодательством, депутаты особое внимание уделяли сохранению и созданию благоприятных условий жизни, целевому использованию земли. В отчетном году рассмотрены и одобрены:

  • проект планировки территории, ограниченной ул. Левый берег реки Оки, Розы Люксембург, Гагарина, Красина, Панчука, Зелёный Ров, набережной Есенина и ул. Правый берег реки Орлик;
  • проект планировки территории для строительства многоэтажной жилой застройки, ограниченной ул. Благининой, Московским шоссе, лесопарковой зоной Овсянниково и ул. Михалицына;
  • проект планировки и проект межевания территории, расположенной на пересечении улиц 2-й Посадской и Карачевской;
  • проект планировки и проект межевания территории при реконструкции улично-дорожной сети в районе городского парка;
  • проект корректировки проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Кромской границами земельных участков многоквартирных жилых домов №№ 50, 52, 54, 62 по ул. Планерной, ул. Чечневой, Кромским шоссе, южной границей города и полосой отчуждения железнодорожных путей;
  • корректировка проекта планировки территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу «Орёл»;
  • корректировка проекта межевания застроенной территории в границах ул. Полярной и ул. Приборостроительной в городе Орле.

 

Градостроительная деятельность традиционно вызывает особое внимание общественности.

За 2016 год назначено проведение публичных слушаний по 157 вопросам в области градостроительства.

В отчетном периоде продолжила свою работу межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу (на 01.01.2017 год на территории города признано аварийными и подлежащими переселению 142 многоквартирных дома. Всего за время действия программы переселено 2300 граждан.

Депутаты Орловского горсовета по итогам рассмотрения вопроса по инвентаризации муниципального жилого фонда, отметили недостаточный контроль администрации города за состоянием муниципального жилого фонда, отсутствие соответствующего учёта, технических паспортов на жилые помещения, сведений об их техническом состоянии. Не завершена инвентаризация муниципального жилого фонда.

Среди задач в градостроительной сфере деятельности на 2017 год следует выделить:

  • подготовку к принятию новых основных документов градостроительства города (Генеральный план и Правила землепользования и застройки),
  • осуществление более эффективного взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления, инвестиционных, строительных, проектных, общественных организаций в сфере землепользования, строительства и архитектуры на территории г. Орла,
  • обеспечение контроля за формированием земельных участков и использованием земель на территории муниципального образования «Город Орёл», в том числе за деятельностью администрации города при формировании земельных участков под строительство, выделении земельных участков и проведении работ в особо охраняемых зонах города.

 

Одной из самых волнующих горожан сфер деятельности муниципалитета является городское хозяйство.

В отчетном году проводились ремонтные работы на более чем 700 километрах дорог города Орла. Велись работы по благоустройству Бульвара Космонавтов и Бульвара Победы, скверов «Галерея Славы», имени Тургенева, «Каховка», «Десантников», сквера у памятника Бунину, сквера на Привокзальной площади и ряда других имиджевых территорий города.

Это сопоставимо с объемом работ за три предыдущих года. Однако, такой масштаб не снимает с нас обязательств по контролю за качеством.

Ряд подрядчиков не завершил работу на своих объектах. Из-за недостаточного контроля за ними со стороны администрации города «ушли» под снег непринятыми ул. Лескова, Полесская, Наугорское шоссе. Претензионная работа требуется в отношении ряда других объектов, на которых ремонт дорожного покрытия выполнен некачественно.

К настоящему времени результатом претензионной работы стало возвращение в дорожный фонд 121 млн 987 тыс руб. Пени составили 46,1 млн руб.

Данный факт требует от администрации города пересмотра подхода к работе с подрядчиками – дополнительного анализа контрактов, наличия проверенных банковских гарантий, возможно, на весь гарантийный срок эксплуатации объекта).

Пристальное внимание Орловским горсоветом, администрацией города уделялось сфере управления жилищным фондом, вопросам функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения Орла.

Только вопросы прохождения отопительных периодов на заседаниях профильного комитета ЖКХ Орловского горсовета в отчетный период рассматривались 6 раз.

И нам удалось пройти отопительные периоды 2016 года без существенных аварий.

Особое внимание депутатов, в связи с обоснованной критикой горожан, было направлено на организацию администрацией города работы:

  • по уборке улично-дорожной сети,
  • контролю за управляющими организациями по уборке дворовых территорий многоквартирных домов от снега,
  • инвентаризации сетей ливнёвой канализации на территории города и мерах, принимаемых по улучшению их технического состояния,
  • организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в т.ч. – по вывозу ТБО в частном жилом секторе, гаражных кооперативах, субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

Выработка конкретных предложений, принятие по наиболее важным из них решений городского Совета, позволили с одной стороны более четко контролировать работу предприятий коммунальной сферы, с другой - способствовали привлечению собственников помещений к решению задач по управлению многоквартирными домами, защите прав орловцев во взаимоотношениях с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими предприятиями.

В этой связи особое внимание мы уделим обеспечению широкого общественного контроля над деятельностью управляющих организаций. Отрадно, что активных орловцев, стремящихся совместными усилиями решать проблемы своего дома, улицы, микрорайона, у нас с каждым годом все больше.

Требуется продолжить информационно-разъяснительную работу, оказание практической помощи гражданам в вопросах:

  • выбора способа управления многоквартирным домом, управляющей организации,
  • создания совета многоквартирного дома,
  • получения детальных и достоверных ежегодных отчётов управляющих организаций о выполнении договора управления и других.

 

В связи с этим мною дано поручение заместителям председателя горсовета проработать воссоздание в структуре Совета районных территориальных депутатских групп для более продуктивного взаимодействия с общественностью на местах.

Муниципальный сектор экономики сегодня занимается решением не только хозяйственных, но и ряда социальных задач. Поэтому депутаты разделяют беспокойство горожан по перспективам работы муниципальных предприятий. В комитете по экономической политике и развитию предпринимательства в отчетном году прорабатывались и выносились на рассмотрение городского Совета вопросы о финансово - экономическом состоянии муниципальных транспортных предприятий, «Спецавтобазы», муниципальной управляющей компании ЖРЭП(заказчик) и мерах, принимаемых администрацией города Орла, руководителями предприятий по повышению эффективности их деятельности.

По итогам рассмотрения большинства из перечисленных вопросов приняты решения, содержащие ряд рекомендаций по проведению более эффективной экономической политики, стимулированию развития производства, финансовому оздоровлению муниципальных предприятий.

Выработанные совместно депутатами городского совета и администрацией города меры позволили сохранить муниципальную аптечную сеть в Орле.

Требуют дальнейшего пристального внимания и скоординированных действий городского Совета и администрации города вопросы:

  • о состоянии инвестиционной деятельности в городе Орле,
  • концепции развития транспортной инфраструктуры города Орла до 2025 года,
  • стимулирования развития производства, оказания услуг,
  • предупреждения банкротства предприятий, восстановления платёжеспособности предприятий-должников
  • разработке концепции развития малого и среднего предпринимательства.

 

Отмечу, что в целях недопущения роста налоговой нагрузки на предпринимателей города Орла коэффициенты базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не повышались в нашем городе семь лет, на 2017 год повышения этих коэффициентов также не будет. Еще одной мерой поддержки малого и среднего бизнеса стал отказ в течение 2 лет от повышения арендной платы за муниципальные помещения.

В отчетном году муниципальные власти регулярно становились объектом критики горожан за решения, принимаемые в сфере регулирования транспортных перевозок. Часть этой критики, например, по вопросу повышения тарифа, мы принимаем с оговоркой, что такой шаг был экономически неизбежен. Наши предшественники в городском Совете 4 года откладывали повышение транспортного тарифа, не учитывая возможности транспортных предприятий.

В результате Орел получил скачкообразный рост платы за проезд. На будущее мы должны принимать подобные решения, исходя из реальной экономической ситуации, с учетом инфляции. Это позволит избежать резкого роста цены на проезд в общественном транспорте.

Много вопросов у горожан вызвало изменение схемы маршрутов пассажирских перевозок. Я хочу выразить благодарность коллегам-депутатам, которые активно включились в работу по совершенствованию новой маршрутной сети. В горсовет и администрацию с августа до ноября приходили десятки жалоб. В конце года по этому вопросу число обращений горожан сократилось до двух в месяц.

При взаимодействии жителей города со своими депутатами, новая маршрутная схема была дополнена маршрутами:

  • № 34 «Санаторий «Лесной» - Мегакомплекс ГРИНН»,
  • № 23 «Ул. Силикатная — Мегакомплекс ГРИНН» через ул. Герцена,
  • № 13 «Санаторий Лесной — ул. Часовая» (ч/з ул. Раздольная).

 

В тоже время совершенствование системы транспортного обслуживания населения позволило полностью убрать с муниципальных маршрутов автобусы «Газель» малой вместимости, к которым было больше всего претензий в вопросах безопасности. Все городские транспортные средства подключены к системе ГЛОНАСС. Для удобства граждан работает сайт www.bus57.ru, на котором в режиме реального времени можно отследить движение автобусов на маршрутах.

Задачей муниципалитета остается контроль за работой перевозчиков. Мы обязаны добиться соблюдения всеми перевозчиками графика движения на маршрутах, особенно в вечернее время.

Еще одним важнейшим направлением работы является контроль в вопросах пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Аккумулирует эту работу комитет по муниципальной собственности и землепользованию городского Совета.

В отчетном году депутаты регулярно держали на контроле работу с Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества.

В него изначально были включены 100 объектов на сумму 71 млн 242 тыс руб. В итоге поступления в бюджет составили 90 млн 530 тыс руб.

Рассмотрены 9 предложений о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование организациям и учреждениям, 1 – в государственную собственность Орловской области и 3 - в федеральную собственность Орловской области, что значительно меньше, по сравнению с 2015 годом.

Учитывая сложную финансово-экономическую ситуацию и растущий дефицит городского бюджета, городской Совет принял решение о моратории на безвозмездную передачу муниципального имущества.

Мы понимаем социальную значимость работы, которую проводят учреждения, имеющие льготы и преференции в использовании муниципального имущества.

Это, например, Центры занятости. Поэтому, снижение льгот и преференций ведется поэтапно до полной их отмены в 2018 году.

Комитет анализировал эффективность сдачи муниципальными предприятиями в аренду находящихся у них в оперативном управлении муниципальных нежилых помещений. Такая работа способствовала поддержке муниципального сектора экономики.

В отчетном году многое было сделано для повышения узнаваемости нашего города в России и за ее пределами.

Юбилей города стал хорошим поводом для активизации международного сотрудничества. Продлен договор городов-побратимов с болгарским Разградом. Подготовлено и недавно заключено соглашение с сербским городом Нови Сад. Орел посетили официальные делегации из Оффенбаха на Майне (Германия), Жодино (Беларусь), многих российских регионов.

Имидж города, как привлекательного туристического объекта – это наш общий капитал.

Туристы не только дают подпитку гостиничному бизнесу, сети общепита, предпринимателям, выпускающим сувениры. Оценив в ходе короткого визита комфорт города, его образовательную базу, люди принимают решения о переселении, о выборе университета для своих детей. У нас сегодня учится более тысячи студентов из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Такой подход позволяет привлекать финансовые, интеллектуальные, трудовые и культурные ресурсы.

Областной центр, как и весь регион в отчетном году сохранял уникальную для России меру социальной поддержки населения – бесплатное питание всех школьников. Депутаты комитета городского совета по образованию, культуре, социальной политике регулярно рассматривали вопросы организации и финансирования школьного питания. В результате было рекомендовано администрации города Орла: заменить технологическое оборудование и провести ремонт пищеблоков в ряде учебных заведений.

Неоднократно рассматривался вопрос выделения денежных средств из бюджета города Орла на оплату расходов на оказание услуг по питанию школьников.

Сохраняется значительная задолженность по данной мере социальной поддержки населения. Депутатам горсовета и администрации города предстоит дальнейшая работа по решению этой проблемы.

В отчетном году значительная работа проделана для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя комфортно в городской среде. При реконструкции улиц применены специальные тактильные покрытия, позволяющие ориентироваться слабовидящим людям, светофоры оснащаются звуковыми сигналами для пешеходов.

Обязательным требованием стало строительство пандусов при введении в эксплуатацию новых домов и переводе помещений из жилых в нежилые.

Пандусы так же устанавливаются по программе исполнения наказов избирателей при обращении горожан к депутатам городского Совета.

При этом нам еще многое необходимо сделать в этой сфере. Предстоит провести мониторинг мест проживания инвалидов на предмет безбарьерности и беспрепятственного доступа к информации, объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на территории города Орла.

Работа с населением является одним из определяющих направлений в оценке деятельности власти. Информация о графике приема граждан мэром города, депутатами размещена на официальном сайте городского Совета.

В отчетном году поступило 3089 обращений, из них от физических лиц 386 и юридических лиц 2703, на личный прием мэра записалось 100 граждан. В основном поднимались вопросы в сфере ЖКХ, транспорта, связанные с землепользованием, социальной направленности.

До 40% из них решены положительно, обратившимся даны разъяснения.

Нам предстоит сокращать административные барьеры, добиваться персональной ответственности каждого руководителя и чиновника за свои действия, за действия своих подчинённых, чаще встречаться с жителями, работать для людей – только так мы сможем добиться реальных результатов.

Спасибо за внимание!


Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.