Сергей Ступин: «Пора уходить от системы ручного управления горо-дом»

Подходит к концу 2012 год. В общественно-политическом, хозяйственно-экономическом планах он был непростым для города и горожан. Как, впрочем, и для тех, кто в силу служебного положения должен делать максимально все от не-го зависящее, чтобы сгладить критические ситуации, а в идеале – их недопустить. Для муниципального образования г. Орел таким человеком в 2012 году был мэр Сергей Ступин. Чем запомнился год главе областного центра и каковы перспекти-вы развития города в следующем году, - читайте в интервью Сергея Ступина спе-циально для «ОВ».

Деловой подход

- Сергей Афанасьевич, 2012 год для вас лично, без сомнения, знаковый. Так сложились обстоятельства, что вы, являясь к тому времени депу-татом горсовета, в январе стали главой муниципального образования, избранным из числа депутатов. По завершении года принято подводить итоги, поэтому хотелось бы от вас услышать, чем этот период запомнился вам лично и каким он, по вашему мнению, был для города?

- Этот год был сложным. Для меня, безусловно, потому, что надо было ос-ваиваться с новой должностью, вникать в тонкости городского хозяйства, пытаясь не только «разгрести завалы», но и сделать наметки на будущее. Честно призна-юсь, я почувствовал себя мэром только где-то к июню - июлю. Пришло осознание того, что именно я, а никто иной, формально отвечает перед жителями за то, что происходит в городе. Подтолкнуло меня к этому, безусловно, непростое выстраи-вание отношений с новой командой горадминистрации. Вначале я декларировал, что мы – одна команда, и в моем понимании это именно так и было, отношения складывались дружественно. Однако со временем я увидел, что горадминистра-ция начала допускать системные ошибки, и попытка указать на это привела к, так сказать, кризису. В итоге мы с Михаилом Берниковым перестроились в рамки деловых отношений, где я действую строго в пределах своих полномочий.

- Может быть, это и есть самый оптимальный путь?..
- Да, это как раз то, с чего надо было начинать. Видимо, сказался недостаток у меня административного опыта… Впрочем, я никогда не скрывал: я не чи-новник, я пришел сюда как представитель горожан. Поэтому порой бывает трудно, когда сталкиваешься с некой сложившейся до тебя системой.

- Сергей Афанасьевич, но в первом своем интервью нашему изданию вы говорили, что одна из ваших приоритетных задач на новом посту – по-стараться создать новые правила игры, по которым должны действовать все, чтобы, в первую очередь, соблюдать интересы города…- Пока мне это удалось лишь частично. Эту мою декларацию заметили то-гда многие, но до определенного момента она оставалась лишь декларацией. Однако в какой-то момент представители бизнеса, некоторых политических групп, общественные деятели поняли, что предлагаемый путь развития города по типу бизнескорпорации, скажем так, не верен. И они стали все чаще обращаться к гла-ве муниципального образования, и мы пытаемся выработать варианты, опти-мально подходящие для всех, без ущерба для города и горожан. Как пример, си-туация с домом быта, в которую нам пришлось вмешаться и регулировать в ручном режиме. 

«Недосистема»

- Честно говоря, складывается впечатление, что именно в таком режиме в последнее время решается большинство жизненно важных вопросов в Орле…
- Действительно, недостаток системности проявляется в разных сферах и мешает нормальному развитию города. Это показала и авария на ТЭЦ в начале месяца, когда решать проблему пришлось в режиме реального времени. Но в та-ких случаях, разумеется, надо брать ответственность на себя, а не искать виноватых, вместо того чтобы попытаться предотвратить самые печальные последствия. Разбор полетов был, но уже потом, по итогам аварийной ситуации. 

Аналогичный пример отсутствия системности, которая способна затормо-зить целый город, - это снегопад в конце прошлой недели. Вернее то, как город-ские службы пытались бороться с его последствиями.
К сожалению, отсутствие тех самых правил игры не дает возможности вы-строить систему управления городом так, чтобы уже не пришлось прибегать к ручному управлению.
И вот тут вернусь к вашему первому вопросу в той части, каким этот год был для города. Думаю, в целом этот год был, скорее, обычным. Однако вот этот недостаток системности, о котором я говорю, заметили и рядовые горожане. Те, кто не смог переехать из аварийного жилья, те, кто пострадал от аварии на ТЭЦ, те, кто живет в домах, от которых отказались управляющие компании. Кстати, по последним мы сегодня разрабатываем идею внесения изменения в устав МУП «УЭНП», наделить это предприятие статусом управляющей компании и передать ему «брошенные» двухэтажки.

Работа на перспективу

- Сергей Афанасьевич, думаю, читая ваши слова о недостатке систем-ности, те самые рядовые горожане могут задаться вопросом типа «ну ты же мэр, неужели не можешь ничего поделать?!»
- Мы возвращаемся к тому, о чем я говорил в самом начале: надо успокоить ситуацию и работать в нормальном режиме, в том числе и с областной властью. Вот это у нас, кстати, получилось. Правда, порой приходилось занимать довольно жесткую позицию…

- Да, самый яркий пример – история с кредитом на расселение из ава-рийного жилья.
- В этом отношении нам удалось найти понимание с губернатором Алексан-дром Козловым. И это сотрудничество надо укреплять. Городской власти прихо-дилось работать в рамках дефицитного бюджета, заложенного еще предыдущей администрацией. Наполовину он формируется из налогов, а социальные обязательства с каждым годом растут. Так, в следующем году придется изыскивать «лишние» 130 миллионов рублей на повышение зарплат сотрудникам дошкольных учреждений дополнительного образования. Без помощи бюджетов выше-стоящих уровней мы вряд ли справимся. И не только мы. Большинство муниципалитетов в аналогичном бедственном положении. Я общался на эту тему с председателем облсовета Леонидом Музалевским, он рассказал, что в федеральном центре прекрасно осведомлены об этой ситуации, и велика вероятность, что эти расходы будут перенесены на региональный бюджет с компенсацией из феде-рального. 

- Какие еще проблемы предстоит решать в следующем году?
- На мой взгляд, самое главное – бюджет. Пока не поймем, куда движемся, как повышать доходную часть, из чего формировать план приватизации, - загады-вать на будущее нет смысла. Дефицит бюджета – один из старых вызовов. Но появились и новые. Непростая ситуация с «Теплогазом», которая весь год раскачивалась как на качелях и пока не понятно, чем кончится. Брошенные дома. Тех-ническое оснащение муниципальных предприятий. Развитие городской инфраструктуры. Подготовка к празднованию 450-летия Орла.

И здесь мне бы снова хотелось вернуться к вопросу о системности. Чтобы город развивался позитивно, поступательно, горадминистрации надо придерживаться четкого регламента работы, нужно продолжать выстраивать рабочее взаи-модействие с областной властью, добиваться поддержки из федерального центра. И, возможно, тогда нам наконец-то удастся уйти от системы ручного управления городом и организовать его нормальную жизнедеятельность во всех сферах. 
 



Оставить комментарий


Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.