Об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2012 год и задачах по повышению эффективности его деятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ

№ 34/0647-ГС от 30 мая 2013 года
(принято на тридцать четвёртом
заседании городского Совета)

Об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2012 год и задачах по повышению эффективности его деятельности

Рассмотрев информацию администрации города Орла об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2012 год и задачах по повышению эффективности его деятельности, Орловский городской Совет народных депутатов отмечает, что из 22 муниципальных унитарных предприятий (далее – предприятия) финансово-экономическую деятельность в 2012 году осуществляли 18 предприятий, 4 предприятия находятся в процедуре банкротства. За 2012 год предприятиями получена выручка от реализации товаров, работ, услуг в сумме 1974,5 млн. рублей, себестоимость составила 2135,0 млн. рублей (темпы роста к 2011 году составили 90,3% и 100,1% соответственно). Кредиторская задолженность уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 34,3 млн. рублей и составила 387,8 млн. рублей (в том числе задолженность по займам и кредитам – 46,2 млн. рублей). Среднемесячная заработная плата по предприятиям выросла по сравнению с 2011 годом на 4,3% и составила 14 077 рублей.
В целом, финансовый результат работы предприятий за 2012 год положительный – получена прибыль в размере 2,0 млн. руб. (в 2011 году – убыток в сумме 28,0 млн. рублей). Сократилось количество убыточных предприятий до 3 из 18 в сравнении с 5 из 19 в 2011 году (однако при этом общая сумма убытка уменьшилась незначительно (50,2 млн. руб. в 2012 году по сравнению с 53,2 млн. руб. в 2011 году). Значительно снизился (на 36,4%) объём сумм кредитов и займов, взятых предприятиями в 2012 году, и составил 46,2 млн. рублей. Более, чем в 2,5 раза от планового (0,8 млн. рублей) превысил фактический объём уплаченной в бюджет города Орла чистой прибыли (2,14 млн. рублей).
Администрацией города в лице управления муниципального имущества и землепользования, отраслевых управлений проводились определённые мероприятия по организации и созданию условий функционирования предприятий, контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, использованием по назначению и сохранностью принадлежащего им на праве хозяйственного ведения и ином праве муниципального имущества.
Однако, в целом по предприятиям упала выручка от продажи товаров, работ, услуг (на 173,9 млн. рублей, что составило 92% от уровня 2011 года), при этом показатель себестоимости остался почти на прежнем уровне (2 135,0 млн. рублей в 2012 года против 2 132,5 млн. рублей в 2011 году). Также осталась практически неизменной (рост менее 1%) ситуация с дебиторской задолженностью (269,9 млн. рублей в 2012 году и 269,1 млн. рублей в 2011 году). Снизилась среднесписочная численность занятых на предприятиях – с 4 110 человек в 2011 году до 3 888 человек в 2012 году.
Финансово-экономическая ситуация в 2012 году в разрезе отраслей и предприятий следующая: по-прежнему убыточной остаётся транспортная отрасль, при этом если в МУ ПАТП-1 имевшийся в 2011 году убыток уменьшился на 25% и составил 24,0 млн. рублей, то в МУП «ТТП» он образовался в размере
0,1 млн. рублей (в 2011 году была получена чистая прибыль в размере 1,7 млн. рублей). На обоих предприятиях наблюдалось снижение размера кредиторской задолженности по сравнению с 2011 годом (по МУ ПАТП-1 на 20% и составил 21,8 млн. руб., по МУП «ТТП» на 5% и составил 16,5 млн. рублей), дебиторская задолженность увеличилась в 2,2 раза по МУ ПАТП-1 (13,2 млн. рублей), уменьшилась на 26% по МУП «ТТП» (7,9 млн. рублей). По отрасли ЖКХ финансовый результат работы комплекса положительный, чистая прибыль составила 2,9 млн. рублей, получена 4 предприятиями из 5. Значительного прироста этого показателя достигли МПП ВКХ «Орёлводоканал» (на 60%, размер 25,8 млн. рублей), МУП ЖРЭП(З) (на 56%, размер 0,7 млн. рублей), МУП РОУ (на 114%, размер 2,4 млн. рублей). Убыточной остаётся деятельность МКП «Спецавтобаза», размер убытка в 2012 году возрос на 38% по сравнению с 2011 годом и составил 26,1 млн. рублей. Дебиторская задолженность по предприятиям отрасли в целом осталась на прежнем уровне - 191,0 млн. рублей против 194,1 млн. рублей в 2011 году. Размер кредиторской задолженности по предприятиям отрасли увеличился на 6,3 млн. рублей и составил 223,0 млн. рублей. Показатели финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий аптечной отрасли в 2012 году после проведённой реорганизации МУП «Аптека №6» путём присоединения к МП «Аптека №2», положительные. Предприятия работали с прибылью (6,4 млн. рублей, темп роста составил 118,1%), лидером является МП «Аптека №2», размер прибыли у которой составил 4,4 млн. рублей (темп роста к 2011 году 189%), также значительно возросла прибыль МУП «Аптека №1» (1,6 млн. рублей, темп роста 182%). В отрасли «торговля, общепит» показатели работы предприятий, по сравнению с 2011 годом (убыток в размере 0,3 млн. рублей) улучшились, получена прибыль в размере 0,4 млн. рублей. В отрасли «прочие предприятия» по итогам работы за 2012 год финансовый результат положительный - чистая прибыль в сумме 16,4 млн. руб. (в 2011 году 2,0 млн. руб.), просматривается положительная динамика в снижении дебиторской и кредиторской задолженностях на 5,4% и 30,2% соответственно.
Помимо указанных предприятий, хозяйственную деятельность в 2012 году осуществляли 12 открытых акционерных обществ, пакетами акций которых владеет муниципальное образование «Город Орёл» (далее - общества), в т.ч. 8 обществ со 100% муниципальной долей в уставном капитале. Итоги работы обществ за
2012 год, в целом, положительные. Получена прибыль 7-ю обществами в сумме 16,5 млн. рублей, убыток в сумме 3,7 млн. руб. по отчётности имеется только у ОАО «Орёлтеплосервис». Выручка от реализации товаров, работ, услуг составила 936,1 млн. рублей, темп роста к 2011 году 112%. ОАО «Орёлгортеплоэнерго» по состоянию на 01.01.2013г. имеет задолженность по кредитам и займам в сумме 140,7 млн. рублей, кредиторскую задолженность в размере 645,3 млн. руб. (рост по сравнению с 2011 годом составил 8,3%). На 2012 год поступление в бюджет города дивидендов от обществ планировалось в сумме 1,9 млн. рублей, фактически было перечислено 3,7 млн. рублей. 
Администрация города через своих представителей (поверенных) участвовала в работе советов директоров и общих собраниях акционеров указанных обществ.
Вместе с тем, необходимо отметить и то, что администрацией города не реализованы в полном объёме ряд рекомендаций, предложений профильных комитетов Орловского городского Совета народных депутатов по улучшению финансово-экономического состояния отдельных предприятий, изменении подхода в планировании бюджета города от деятельности предприятий и обществ. До настоящего времени так и не был доработан в отношении конкретных мер, направленных на закрепление положительной динамики развития в соответствующих отраслях, предприятиях и не утверждён План мероприятий администрации города Орла по стабилизации финансово-экономического положения муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ со 100% муниципальным пакетом акций. Отсутствует стратегия социально-экономического развития, устанавливающая долгосрочные ориентиры в развитии муниципального сектора экономики.

На основании вышеизложенного

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ

1. Информацию администрации города об итогах работы муниципального сектора экономики за 2012 год и задачах по повышению эффективности его деятельности принять к сведению. Отметить при этом сложное финансовое положение ряда социально-значимых предприятий, не вполне удовлетворительную работу администрации города по руководству муниципальным сектором экономики.
2. Рекомендовать администрации города Орла:
2.1. Разработать стратегию социально-экономического развития, устанавливающую долгосрочные ориентиры в развитии муниципального сектора экономики города Орла и предоставить в Орловский городской Совет народных депутатов до 15 августа 2013 года.
2.2. Разработать План конкретных мероприятий по стабилизации финансово-экономического положения муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ со 100% муниципальным пакетом акций на 2013 год, утвердить его соответствующим образом и предоставить в Орловский городской Совет народных депутатов до 15 августа 2013 года.
2.3. Разработать единую систему ключевых показателей эффективности работы для предприятий муниципального сектора экономики города Орла и предоставить в Орловский городской Совет народных депутатов до 15 августа 2013 года.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике и развитию предпринимательства Орловского городского Совета народных депутатов.

Мэр города Орла                                                      С.А. Ступин